С 1 сентября 2022 года вступил в силу пункт 3 статьи 1 ФЗ о снижении документарной нагрузки на педагогов. В Минпросвещения России разработан перечень документации для учителя – в нем всего два обязательных документа и еще три для классных руководителей и педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность.
Перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическим работником при реализации основных общеобразовательных программ, утверждается федеральным органом исполнительной власти. Не допускается возложение на педагогов работы, не предусмотренной частями 6 и 9 настоящей статьи. Минпросвещения России не позволит ведомствам запрашивать ненужные отчеты. Все ведомства должны согласовать свои запросы в министерстве.
По словам Председателя Комитета Госдумы Федерального собрания РФ по просвещению Ольги Казаковой, Минпросвещения России наделено обязанностью сформировать перечень документов. Он должен быть постоянным и размещаться на сайте министерства, должен быть доведен до всех регионов, чтобы все педагоги знали о существовании перечня и были уверены, что дополнительно у них ничего не запросят. Также регионы могут принимать свои дополнительные перечни, но их нужно согласовывать с Минпросвещения России.
Какие документы обязательны для заполнения
С 1 сентября 2022 года вступил в силу Приказ Минпросвещения России «Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ». Перечень включает:
- рабочую программу предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля (можно взять примерную рабочую программу Минпросвещения России – тогда свою разрабатывать не нужно);
- журнал учета успеваемости;
- журнал внеурочной деятельности для работников, которые осуществляют внеурочную деятельность;
- план воспитательной работы – для классных руководителей;
- характеристику на обучающегося по запросу – для классных руководителей.
Можно вести только один журнал
Электронный и бумажный журналы теперь не нужно дублировать. Электронный журнал заменяет бумажный и наоборот. Согласно пункту 1 статьи 1 ФЗ от 14.07.2022 №2398-ФЗ, образовательная организация вправе применять в своей деятельности электронный документооборот, который предусматривает создание, подписание, использование и хранение документов, связанных с деятельностью образовательной организации, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.
По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, в настоящее время активно внедряются цифровые технологии в школах. Иногда кто-то продолжает работать на бумаге и при этом переходит на новые технологии. Не всегда в этом виноват учитель. Часто материально-техническое обеспечение в школе не позволяет вести электронный журнал, который требует региональное министерство. И если компьютеров на всех не хватает, то на уроке учитель использует бумажный журнал, а во внеурочное время переносит данные в электронный вид.
Как сказала директор по развитию группы компаний «Просвещение» Наталья Алтыникова, на федеральном, региональном и школьном уровнях появятся нормативные документы, которые регламентируют реализацию закона. «Очень важно протянуть нормативно-правовые акты до самой школы. Здесь важно внести изменения в коллективный договор и правила внутреннего распорядка, где будет информация о том перечне документов, которые заполняет учитель, и внесение изменений в должностные инструкции», – отметила она. Право учителя заполнять только эти документы должно быть закреплено в должностных инструкциях.
Изменятся нормативно-правовые документы на всех уровнях: федеральном, региональном, локальном. Ответственность за исполнение закона несут региональные и федеральные органы власти. По всей России будут проводиться опросы учителей, чтобы контролировать дебюрократизацию.
Следующий шаг – снижение бюрократической нагрузки на школу. Потребуется фиксированный перечень отчетных документов школы, а также межведомственная единая информационная система для автоматической выгрузки справок и получения любой информации без запросов. Тогда действия ведомств будут согласованы, минимизируются запросы и мониторинги, снизится бюрократическая нагрузка. У педагога освободится время на его основную работу – воспитывать, обучать и поддерживать ребенка.